Home

Наши статьи

ЧТО ДЕЛАТЬ С БИЗНЕСОМ В КРЫМУ?

Директор ЮК «Эксанте»
Юлия Сегеда

С таким вопросом к нам уже обратились десятки клиентов. Уровень этих клиентов средний + и крупные, т.е. те, которым есть что терять.

Часто задаваемые вопросы: Если предприятие с крымской «пропиской», куда платить налоги? Если предприятие с материковой «пропиской», по какому праву требуют платить налоги в российский бюджет?

Крымская «прописка»

Итак, украинское предприятие с материковой «пропиской» владеет производством, расположенном в Крыму, столкнулось с требованием уплачивать налоги в российский и крымский бюджеты. Но ведь от украинского налогообложения их никто не освобождал… Первое, что намерены сделать собственники бизнесов в такой ситуации – отказаться платить неукраинские налоги. Однако сейчас в Крыму разговор короткий и производства можно запросто лишиться. О правовой стороне тут речь не идет, т.к. все, что происходит сейчас в Крыму к праву отношения не имеет. Де-юре Крым украинский и юридически статус не изменился, де-факто, украинская власть территорию не контролирует, правовой нигилизм процветает. Слабая попытка законодательного регулирования ситуации в Крыму принятием Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» бизнесу мало чем помогла. Скажем прямо, в Крыму не «оккупация», а «аннексия», так кого мы обманываем?
Это порождает конфликт, как на межгосударственном уровне, так и на уровне бизнеса. Для бизнеса этот вопрос начинается с определения страны производства товара. 

Большинство крымских крупных предприятий сейчас остановлены. Доступ к украинским реестрам закрыт, налоговые декларации не регистрируются, таможни нет. Украинская власть не предъявляет требований к предприятиям с крымской пропиской, нет возможностей контроля, нет рычагов влияния. Но это их не спасает. Невозможно внести изменения в реестр по предприятию (изменить директора, состав участников, устав и т.д.), т.к. украинский реестр заблокирован, российского нет. Есть в Симферополе один единственный центр, где принимают такого рода документы и якобы отправляют в Москву для проработки и принятия решения. Понятно, что функционирование такого центра сомнительно.

Что касается действия на территории Крыма российского законодательства, то понятно, что если легитимный процесс присоединения Крыма к РФ не произведен (не забываем, что для этого надо легитимно выйти из Украины…), то на Крым можно с одинаковой юридической силой распространить законодательство Папуа - Новой Гвинеи. Тем не менее, крымские суды выносят решения «Именем Российской Федерации» и на основе российского законодательства.
А согласно статье 9 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» государственные органы действуют в соответствии с украинской Конституцией и законами; все органы, назначенные не по украинским законам считаются незаконными, а их акты, решения и документы – недействительны.
И все же, на сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) есть в разделе «Ваш регион» - регион 91 Республика Крым и регион 92 город Севастополь и раздел «Налогообложение в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь», даны контакты Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по Крымскому федеральному округу.

На вопрос о размере НДС в Крыму отвечают: «по крымскому закону – 4%, по российскому - 18%». На вопрос как же вы работаете, отвечают: «мы не работаем». 

В Крыму функционируют всего три банка – ЧБРР, Отделение по Республике Крым ЦБ РФ, Сбербанк России.
Основным регуляторным актом является Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2010-6/14 и, конечно же, Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно ст.15 Федерального закона, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, а пока - правовые акты АРК и города Севастополя.
Для переходного периода ФНС России выдала аж три разъяснительных письма от 15.04.14 о регистраторах расчетных операций, от 22.04.14 о применении расчетно-кассовой техники, от 24.04.14 об учете организаций и физ.лиц в налоговых органах. Согласно Правилам по заполнению платежных поручений для перечисления денежных средств в уплату налогов, сборов в бюджетную систему Республики Крым и города федерального значения Севастополь, формы платежных документов отличны для налогоплательщиков, зарегистрированных по законодательству Украины и РФ. Но уплата налогов – в рублях! (пункт 3 статьи 16 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»). Крымские предприятия для уплаты налогов покупают рубли за гривну на межбанке.

Очевидно, что в такой ситуации самое безобидное для бизнеса – не работать вообще, что и происходит. Некоторые предприятия уже изменили «прописку» на материк. Так, например, некоторые крупные предприятия изменили юридические адреса с Крыма на материковую Украину и даже намерены обратиться к Кабинету Министров Украины дать разрешение на выплату зарплат в иностранной валюте (в данном случае в российских рублях»). 

«Прописка» на материке, активы и производство в Крыму

Вот здесь предприятия жаль, т.к. с активами, скорее всего, придется расстаться. Уже сейчас многие озадачены вопросом, как легально избавиться от крымских активов. Почему? Потому, что надо платить налоги согласно Налоговому кодексу Украины в украинский бюджет, а в Крыму платить требуют в российско-крымский бюджет, да и управлять такими активами эффективно невозможно.

Управление своим предприятием стало сложным, налоговое и финансовое планирование практически невозможным. Переговоры с крымской властью для многих становятся невозможными, т.к. мы уже привыкли хоть какой-то цивилизации в деловом обороте, а в Крыму сейчас «диалог» с властью происходит в виде монолога власти. 

По крайней мере в этом случае есть возможность решать корпоративные вопросы, сдавать отчетность, платить налоги и вести нормально хозяйственную деятельность. Вопрос только в том, а стоит ли эта игра свеч, ведь предприятия уже столкнулись с проблемой выплат заработных плат, т.к. гривна там сейчас уже выводится из оборота, и это несмотря на то, что был обусловлен переходный период до 1 января 2015 года.

                                                      ___________________________

В случае если у предприятия «прописка» крымская, а хочется передать имущество иному юр.лицу - российскому, то согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы, они могут войти в состав участников российского предприятия (или создать новое юр.лицо) и передать в уставной фонд имущество. На сегодняшний день такой способ самый оптимальный.

Сделку по продаже недвижимости (или иное нотариальное действие) согласно статье 20 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ могут в переходный период до 1 января 2015 года осуществлять действующие нотариусы по нормам украинского законодательства. Т.е. РФ признает такие нотариальные сделки. Но, согласно статье 11 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», переход права собственности на недвижимость осуществляется за пределами оккупированной территории. Кроме того, для регистрации такой сделки нужно извлечение из реестра прав на недвижимость, а он в Крыму закрыт. Т.е. в любом случае идеальной процедуры не получится.

Рассматривается вариант Крыма как оффшорной зоны.

Для предприятия, чьи производственные активы находятся на оккупированной территории, возможными выходами из создавшегося положения могут быть следующие варианты:
А) международный «переезд» компании собственника активов с территории Украины на территорию РФ – вариант сложный юридически и практически не урегулированный международным правом, но, тем не менее, возможный;
Б) создание на территории РФ подконтрольного предприятия и передача последнему производственного актива в управление;
В) внесение производственного актива в уставной фонд иностранного предприятия, возможно с Кипрской или Британской регистрацией. Проблема регистрационных действий в отношении пром.активов, думаю, в скором будущем разрешится.
Д) продажа актива иностранному предприятию по аналогии с п. «В».
В дальнейшем, в зависимости от рынка сбыта продукции, можно открыть представительства нерезидента, как на территории РФ, так и на территории Украины или непосредственно в Крыму.


21.05.14
Версия для печати